Екатерина Васильева — декор и декупаж

Сайт для увлеченных декором, декупажем, и тех, кто хочет этому научиться.

Поиск и карта сайта
В творчестве ты —
властелин мира, который создаешь!

Блог → Картина в картине

5 апреля 2013 г.

    Что такое "картина в картине" или "изображение в изображении"? Энциклопедия дает такое определение: "картина в картине" - это композиционный прием, встречающийся в классической живописи с 16 века". "Картина в картине" может сказать о многом  - разъяснить сюжет, выразить какую-то идею, даже потаенную мысль художника, спрятанную в сюжете основной картины. Создать гармонию.  Сделать картину более захватывающей, интригующей. А может и просто служить деталью интерьера. Вы наверняка знаете прекрасные акварели Эдуарда Гау с изображениями интерьеров Зимнего Дворца. Среди них есть и личные покои императорской семьи. Это великолепно сделанные рисунки и в каждой картине есть картины - таково было убранство жилых и парадных комнат.

     

Картина в картине выражает некую мысль, идею. Пример приведу из живописи советских времен. Тем, кому довелось учиться в школе в те еще, советские, времена, наверняка известна картина Федора Решетникова "Опять двойка" - по ней даже сочинения в школе писались

  

А вот картина того же автора "Переэкзаменовка" знакома, может быть, не всем.


     Но если посмотреть хорошую репродукцию, то можно увидеть, что на стене висит картина "Опять двойка" - Решетников использовал свою собственную картину в картине. Ассоциации прозрачны - двоечники не гуляют с веселыми друзьями, у них - переэкзаменовка. 
Я люблю такие картины - с картинами. Они будоражат мое воображение, заставляют всматриваться в детали, задавать себе вопросы и искать на них ответы. "Картина в картине" почти всегда немножко головоломка. Почему же автор выбрал для своего сюжета и включил в свою живописную книгу (ведь картина - та же книга, только написанная другими средствами и приемами), какой-то дополнительный "текст"? В таких картинах не бывает случайностей - даже если это просто натюрморт. 
    
      Поразительна, в этом смысле, живопись современной американской художницы Дженнисс Кортес. Если вы не знакомы с ее удивительными  картинами, я с радостью немного расскажу о них и об авторе. 

    
     Дженнисс Кортес родилась в США, в штате Индиана. У Индианы репутация консервативного и, в культурном смысле, не самого "продвинутого" американского штата. Хотя это кажется странным, так как многие знаменитые персоны родом именно оттуда - Теодор Драйзер, Курт Воннегут. Авраам Линкольн провел там детские годы. Дженнисс Кортес училась в одной из старейших школ -школе искусств Herron. Она обладает замечательным талантом рисовальщика, и поначалу темой ее картин было все, что связано с бегами и лошадьми - изображения лошадей, портреты их владельцев. Эти картины имели коммерческий успех.  Но постепенно жанр ее живописных произведений изменился и появились на свет те интерьеры и натюрморты, о которых  Роберт Ясин, автор предисловия к книге о ее творчестве "Памяти творческого духа",  написал:"Это заставляет мое сердце петь". 
     Казалось бы, что может быть такого особенного в изображениях интерьеров и натюрмортов? Чем уж таким ЭТИ интерьеры отличаются от множества других?  Я, право, не знаю, но ЭТИ интерьеры и ЭТИ натюрморты мое сердце тоже заставляют петь.
     В каждой картине Дженнисс Кортес присутствует знаменитое полотно - Винсент ван Гог, Писсаро, Сарджент, Энгр, Брейгель, Вермеер - всех просто трудно перечислить.  Это не копии, и иногда даже соразмерность этих "картин в картине" окружающим предметам  не соответствует их истинным размерам. Но именно эти полотна являются главным очарованием всей композиции ее работ. Это своеобразные окна в другой, ушедший мир, в другое пространство, очень далекое и очень близкое одновременно. Иногда это картины в интерьере. Иногда ее картины, скорее, натюрморты. В них всегда до мелочей продуманы те предметы, которые окружают главную "героиню" сюжета. И все вместе они создают такой слаженный ансамбль, такую мелодию, в которой нет ни единой фальшивой ноты. К каждой картине дано подробное и очень интересное описание. Вот, например, картина "A timeless vision":

     
 
     В центре композиции картина Сарджента "Дочери Эдварда Дарли Бойта". Далее перечислены все картины, которые находятся справа и слева от основной. Перечислены книги, которые лежат на нижней полке бюро. И предметы, которые стоят на столешнице - тут процитирую: бонсай, 250 лет, китайская керамика, 19 век, английские часы производства Томас Томпион (вам интересно, кто это?), китайская фигурка "Медитирующий Ботисатва" (керамика и дерево, династия Минг, управляла Китаем до 1662 года). В общем, маленькая энциклопедия, если, конечно, проявить интерес. Кстати, тоже интригующая деталь - все часы на ее картинах показывают всегда одно и то же время - 10:08. Интересно, почему бы?
 А все в целом - выглядит так, как будто хозяева только что покинули эту комнату. И это не набор предметов "для картинки" - все гармонично и, я бы сказала, уютно. Вот как-то подстать этим девочкам, особенно той, что с куклой.

     Ну а теперь покажу несколько ее картин - я получаю двойное удовольствие: от картины и от "картины в картине" (Названия картин Кортес переводила  я сама, поэтому, могут быть и неточности)

"Леонардо" - изображены картины Леонардо да Винчи: автопортрет, "Дама с горностаем", "Мона Лиза", "Мадонна в скалах", рисунки. На часах - 10:08

     

"Деревенская кухня" - картина голландского художника Мельхиора Хондекутера "Петух, курица и цыплята"

   

   "Отдавая дань Энгру" - картина Энгра "Одалиска"

   

   "Вечер с Винсентом" - картина Винсента ван Гога "Звездная ночь"

   

   И еще немного - без перевода

   
     
        Ну и напоследок все-таки обратимся к декупажу, вернее, к фотографиям.
        Фотографируя работы, я предпочитаю белый или черный фон и отсутствие чего-либо дополнительного в кадре. Но  иногда сама работа требует аксессуаров, и я их добавляю, не потому, что хочу работу "украсить", а потому, что это работа "с историей" и требуется эту историю рассказать, таким языком, который доступен. Я руководствуюсь приемами "картина в картине".

        Часы, которые делались на конкурс на сайте dcpg. Сопутствующей темой по условиям конкурса был небольшой рассказ. У меня были часы "Белое Рождество" - история относилась к предвоенным временам и было взято название известного американского шлягера 40-х. По сюжету, герой в последнее предвоенное Рождество встречает свою любовь, а через год Америка вступает в войну. 
       Я сделала такие фотографии. Обратите внимание на заголовки газет - в них говорится о том, что Япония начала бомбардировки Перл-Харбор. И американский флот понес потери. И еще письмо, где можно прочитать отрывки фраз: моя дорогая... твое прекрасное лицо... навсегда твой... И подпись "капитан..."

             

       Шкатулка "Не ходите, дети, в Африку..." Зимним вечером на яркой скатерти раскладываются летние "трофеи" и мечтается о теплых морях. Все предметы рядом со шкатулкой тоже оттуда, из теплых краев и прекрасных городов

     

     Две работы - фреска и панно "Думая о Santa Maria". Старалась подобрать аксессуары,  соответствующие теме. Кораблик - изображение каравеллы "Санта Мария" - флагманского корабля Колумба.

     
        
      Когда я размещала на этом сайте свой первый мастер-класс, встал вопрос - а на каком фоне сделать фотографию? Я использовала в качестве фона распечатку картины Дженнисс Кортес

   

     И воспользовалась этим приемом еще несколько раз - было особенно интересно, как удастся вписать шкатулки и панно в "картину в картине".

       

     


      И напоследок ролик, посвященный работам Дженнисс Кортес - не забудьте изменить качество изображения на 720 р и развернуть видео на весь экран!

   
     

   Удачи!
Просмотры: 8 112
Понравилась запись? Поделись с друзьями!



Подпишись на новости сайта

Ваше имя:
Ваш e-mail:             
Ваш моб. телефон:

Блог

Мастер-классы