Екатерина Васильева — декор и декупаж

Сайт для увлеченных декором, декупажем, и тех, кто хочет этому научиться.

Поиск и карта сайта
В творчестве ты —
властелин мира, который создаешь!

Блог → Стилевые направления - Модерн

30 сентября 2013 г.

       Я напишу о модерне так, как я его чувствую. Прошу не считать статью хотя бы  в малейшей степени претендующей на область искусствоведения.  Это  попытка в слова облечь ощущения. И еще – чтобы  не превращаться в экскурсовода – я не буду комментировать иллюстрации, ну, только если это  особо значимый объект для моего эссе. Прошу прощения, если покажусь кому-то многословной – просто пропустите эту статью.

Начну, пожалуй,  цитатой из книги Алины Чадаевой «Эдемская память»: 

«Я гость и сплю в гостиной или, как ее здесь называют,  зале, на изящном диване с вычурной резьбой в навершии спинки. У дивана деликатно  чуть подогнуты ножки, словно с краешку на нем сидит тонконогая уездная барышня в черных чулках. И мягкая спинка, и ложе обтянуты  нежным бархатом зеленовато - болотного цвета. Справа от дивана – проем в спальню хозяев дома. Высокий, под потолок, вход  задрапирован портьерами. Они из того же бархата цвета мягкого обволакивающего мха. Длинные полотнища по краям обшиты тесьмой с шерстяными  бубенчиками.  Заденешь – и они долго волнуются, перешептываются. Но самое удивительное в портьерах – вышитые шелком цветы. Нити,  чуть светлее мха на верхнем поперечном полотне, рисуют пару кувшинок, а может быть, лилий.  Чаши их вписаны в крутой изгиб листа-стебля, словно спираль спокойно-правильной античной розетки развернулась в  удар бича, хлыста. В изысканный непокой. Совершенство несовершенного, распахнутого, незакольцованного.  Дети не мыслят определениями  - мне просто нравилось, и все. Я тогда не знала, что стиль ар-нуво, или модерн, бархатным прикосновением войдет в меня, и я всю жизнь буду искать его стремительный росчерк  в мире домов, скульптур, картин, и разных интересных вещиц.  Я только недавно вычитала, кому персонально обязан своим  рождением этот стиль, который само время вынашивало в незримом лоне.  Это был ученый натуралист  Герман Обрист. Занимаясь рукомеслом,  он в 1895 году создал ковер,  на котором изобразил красный цикламен. Необычной была линия стебля. Геометры видят в ней синусоиду, графики – энергичный росчерк пера. В анналах европейского искусства она названа "удар бича". Невелика казалось бы находка. Отчего же она перевернула архитектурный почерк Европы, в том числе, России?  Какая магия раскрепостила гусеницу античного меандра, разорвала кольцо классической розетки, вместо греко-римских портиков учредила дверные проемы в форме замочной скважины?  Да мало ли что еще. Добропорядочный немец Герман Обрист не подозревал, конечно, о революционной начинке своего красного цикламена.  Был исполнителем высокого  замысла – синтезировать старое в новую гармонию».

Вот так, очень поэтично, емко, ярко и сочно пишет Алина Чадаева о своих детских впечатлениях, обнажив сердцевину этой волшебной эпохи - новая гармония.

Термин "удар бича" я встречала и раньше в предисловиях к альбомам, статьях о стиле модерн. Какой же он, «удар бича»? Эта  линия, которую критики сравнили с "яростными ударами  бича",  напоминающая еще волну, или развевающиеся на ветру складки женской одежды, или локоны густых женских волос,  воплотившая главную художественную идею модерна – изысканную утонченность и капризность?

    Вот она, волшебная формула Германа Обриста,  ставшая программным росчерком, девизом модерна 

                                                

        Модерн – стиль мировой, на рубеже 19 и 20 веков, примерно до начала Первой мировой войны,  он завоевал весь мир, и, обладая национальными чертами, все-таки остается потрясающе узнаваемым и неповторимым. Он имеет разные имена: югендштиль – в Германии, сецессион – в Австрии, ар нуво – в Бельгии и Франции, модерн стайл – в Великобритании, тиффани – в США, модернизмо – в Испании, модерн – в России, а в самой сердцевине  у каждого – «удар бича».

        В моем представлении Модерн – не направление в искусстве, или в архитектуре, или в живописи. Модерн - стиль жизни и мировоззрение. Мое знакомство с ним состоялось в школе, началось с увлечения символистами и «серебряным веком». Я прочитала тогда много биографической литературы и,  мне кажется, кончиками пальцев прикоснулась к  той жизни, обостренным обонянием ощутила ее аромат.

        Мистика  - и безудержное веселье. Мрачность, трагичность – и наслаждение окружающим миром. Модные артистические кафе,  балет и увлечение танцовщицами (как они были  любимы и популярны!), Айседора Дункан,  Мата Хари, поэтические собрания, мистификации, мистификации, мистификации…  Играли  во все – в любовь, в страсть, в таинственную незнакомку, в язык цветов, в рыцарей, русалок, в Черубину де Габриак, и отдавали ради  очарования этих игр  свою настоящую, не игрушечную,  жизнь.  Доминанта смерти, темное волшебство  и ночь (любимое время модерна), роскошь быта и утонченная эстетика  – мировоззрение модерна.

Долго, очень долго можно говорить о модерне, потому что воистину модерн пронизал все проявления жизни в эти 15-20 лет на рубеже веков. Посмотрите обложки журналов, этикетки продукции фабрик - от макаронных до конфетных, календари - везде вы увидите характерные и неподражаемые линии графики модерна.  Дабы не отвлечься в сторону, далекую от тематики  сайта, я постараюсь написать о формальных признаках модерна.

Наиболее ярко модерн проявился, на мой взгляд, в архитектуре и прикладных видах искусства - мебель, ткани, ювелирные изделия, посуда, книжная и журнальная графика.

 Излюбленный продукт модерна – особняк. В нем, пожалуй, сконцентрирована вся декоративно-прикладная среда модерна – лепнина, решетки и ограды, витражи, светильники, мозаика и роспись, убранство.  И  формальные признаки прослеживаются очень четко:

1.Переплетение линий, спираль, вытянутая в одну сторону («удар бича»), прием самообвивания – обвивание себя частью себя. В линиях модерна нет точки опоры для зрения. Линии блуждают и блуждает взгляд зрителя.  Попробуйте перерисовать орнамент модерна – вы не найдете начальную и конечную точку рисунка. Линии напряженные и динамичные. Сочетание треугольника и спирали (вообще редкое в орнаменте)



     

(Что интересно - почти в каждом российском городе, даже небольшом, есть памятники архитектуры в стиле модерн. Посмотрите, может быть, вы узнаете свой родной город?)

      
   
   2. Растягивание – объемы и формы в модерне как бы растянуты. Применяется пропорция 1:3, как в этих стульях Макинтош, в рисунках и иллюстрациях (у Альфонса Мухи часто можно встретить эту пропорцию)

    

           3. Геометрически модерн – овальный стиль. Овал может быть наклонным, разрезанным, скрытым. Композиция вписана в овал. Треугольник + овал = крыло бабочки. Орнамент состоит из перетекающих, "заоваленных" линий.

       

        4. Доминирующий мотив в изображениях - цветы и женские головки. О женском образе я скажу чуть позднее, сначала - о цветах. Как роза – самый винтажный цветок, так лилия – цветок модерна. Лилия – мерило красоты в Библии, с ней сравниваются  одежды Соломона. Вообще, модерн – по форме стиль «растительный». Кроме лилий модерн любит орхидеи и ирисы.

    

                                    Помимо вышеперечисленных, излюбленные мотивы модерна : стрекозы, бабочки,  скарабеи,   летучие мыши, лебеди, колосья пшеницы.  Павлины -  были популярны «павлиньи» комнаты и вазы с пером павлина

          

           5. Цвет в модерне: чаще всего построен на изысканных диссонансных парах. Например, оранжевый и сине - фиолетовый, желтый и синий, желтый и зеленый, серый и розовый.  Еще одно излюбленное сочетание – коричневый и белый, темное золото и белое. Такие цвета характерны для картин Густава Климта. Программным в этом смысле можно считать "Портрет Адель Блох-Бауэр" - австрийской Моны Лизы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Характерны и спокойные природные цвета. Много коричневого, болотно-зеленого. Сине-серо-фиолетовый в сочетании с тусклым зеленым и  золотым.  Фактурно данным цветовым сочетаниям соответствует бронза, или медь, с темной тонировкой, ореховое дерево, красное дерево, цветной мрамор, ворс и тональность гобелена. Но основной цвет модерна, как мне кажется, мистический холодный сине-фиолетовый. Золото необходимо как дополнение. И золото является символом богатства, а модерн – искусство для очень богатых.  

            6. Архитектура модерна вызывает к жизни витражи. В одной книге я прочитала, что модерн присвоил себе технику «божественного света», то, что всегда было прерогативой храмов – витраж

                                 Но не только  – и лепнину, и резьбу, и кованые решетки и ограды, и литье – все, что было присуще храмам и дворцам, модерн, с его индивидуализмом, перенес в частное жилище, в особняк. Кроме витража, широко использовалась и мозаика, и керамические вставки сияющей синей майолики. 

                                                 Здание, которое не только в России, но и в мировой архитектуре является поистине жемчужиной стиля - гостиница "Метрополь" с мозаичным полотном Врубеля "Принцесса Греза"

                                                                     

           7. Модерн выработал свой, особенный, стиль в написании алфавита - каждая буква вписана либо в растительный орнамент, либо женская фигура вписана и как бы слита с буквой


           

          Но, конечно, главным объектом внимания и самым привлекательным зрелищем великолепной эпохи модерн была, собственно, женщина. Идеальная женщина той эпохи - женщина, которой чужды земные заботы и тревоги. Женщина должна  быть похожа на прекрасный цветок, экзотическую бабочку, парящую птицу. Она - русалка, ундина, нимфа, дриада, но ни в коем случае не живой человек, ходящий по земле. Мода и женственность той поры неотделимы друг от друга. Чтобы достичь идеального образа, женское тело следовало затянуть шнуровкой, а юбку сделать пышной, стремясь к форме песочных часов. Линия модерн придавала женскому силуэту S-образный изгиб, который выигрышнее всего смотрелся в профиль. Наряды поражали обилием декора, бижутерии, перьев, меха, великолепными, роскошными тканями 


       Постепенно женская мода меняется, силуэт становится и проще, и изысканней. В 1903 году начал свой путь в моде гениальный Поль Пуаре

         

        Поль предложил женщинам:

        

        а) Простые модели с завышенной талией и упрощенным корсетом, от которого впоследствии отказался вовсе.

         б) Турецкие шальвары 

         в) юбки-брюки

         г)  рукава кимоно

         д)  пальто-халаты

         е)  яркие цветовые сочетания - синий с желтым, оранжевый с изумрудно-зеленым, желтый с розовым.


          В 1905-10 годах модный облик приближается к такому:

          

          

          Прическу дамам  надлежало иметь пышную, чтобы напоминала цветок на тонком стебле. Женские головки с пышными, струящимися волосами - пожалуй, самый излюбленный мотив модерна.

          Идеалом такого образа я бы назвала "Девушку Гибсона".

          В начале 20 века одной из самых влиятельных была не женщина из плоти и крови, а та, которую создал Чарлз Дан Гибсон - художник, рисовальшик, сотрудничавший с журналом "Colliers". Именно на страницах этого журнала регулярно появлялись рисунки бесконечно женственной, прелестной молодой женщины, скоро ставшей известной как "девушка Гибсона" и бывшей идеалом для многих мужчин и женщин в Старой и Новой Англии. Существовали даже обои с ее изображением, предназначавшиеся первоначально для жилища одиноких холостяков





         Что же можно взять из всего этого великолепия, чтобы применить в тех предметах, которые сегодня мы делаем своими руками?

           Да, практически, все! Смотрите альбомы, читайте статьи о модерне в интернете, любуйтесь ювелирными изделиями Рене Лалика, витражами, светильниками Тиффани, картинами Альфонса Мухи, Густава Климта, Врубеля, рассматривайте детали на фотографиях особняков Шехтеля, полюбите Розы Макинтоша - и идеи сами придут!

           Мне кажется, очень уместно использовать витражную технику - капельные краски Pebeo, витражные краски, контуры, имитацию перламутра. Такая техника подходит и для шкатулок, и для рамочек - от маленьких до больших. Большие широкие рамы для зеркала можно оформить под стилизованный витраж. 

          Для шкатулок хорошо применять такие детали декора, как камни, бусины, стразы, перья. Так как модерн создал очень обширную и богатую коллекцию орнаментов - воспользуйтесь ими. Прихотливые, изысканные орнаменты модерна уже сами по себе, в сольном исполнении, способны украсить любую вещь. Применяйте кракелюр на разноцветной основе, как дополнительный декоративный прием.

           Немножко картинок для вдохновения

           Орнаменты

            

           Обложки, этикетки

           

           

           В шкатулках на фотографиях ниже применялись рисунки в стиле модерн, а также : точечная роспись, капельные краски Pebeo, кракелюрный лак, рисунок пастелью и акриловыми красками

          


          Помните об "ударе бича", и, я уверена, яркий и изысканный стиль модерн вдохновит вас на нечто новое! 

Просмотры: 16 028
Понравилась запись? Поделись с друзьями!



Подпишись на новости сайта

Ваше имя:
Ваш e-mail:             
Ваш моб. телефон:

Блог

Мастер-классы