Екатерина Васильева — декор и декупаж

Сайт для увлеченных декором, декупажем, и тех, кто хочет этому научиться.

Поиск и карта сайта
В творчестве ты —
властелин мира, который создаешь!

Блог → История одной шкатулки, или как хобби помогает в самообразовании

17 февраля 2013 г.




Полотна художников, как книги – их не прочитает тот, кто не обучен грамоте.  Я сейчас говорю не о  технике живописи, не о тех приемах, которые понять и оценить может, наверное, только профессиональный художник. Я о литературе, истории, мифологии, религии.  Как часто моя неосведомленность (или, скажем так, недостаточная осведомленность) в этих вопросах лишает меня дополнительного удовольствия причастности, когда я смотрю на полотна великих мастеров прошлого.  Я бы сказала «и как ни странно, декупаж  отчасти восполняет пробелы в моем образовании», но не скажу, потому что это не странно, на самом-то деле.  Любое увлечение, если оно не сиюминутно, неизбежно делает человека более образованным или, как минимум, более осведомленным.  К чему такое многословное  вступление? Просто думаю, как начать…

   Иногда я делаю вещицы с распечатками, как и многие. Картинки ищу, конечно, как и все – на просторах интернета.  И иногда встречаю имена и названия, о которых раньше не знала, или знала слишком немногое. Так было и в этот раз – блуждая в поисках интересных сюжетов, я познакомилась с картинами прерафаэлитов.  Я ничуть не хочу сейчас цитировать многочисленные статьи из интернета и попробую коротко рассказать о них по-своему, не будучи специалистом в области истории искусства.

Прерафаэлиты – это направление в английской живописи и поэзии второй половины 19 века.

Картины их совсем не похожи на ту живопись, которая определялась и направлялась  основной  и самой авторитетной организацией художников Великобритании - Королевской академией художеств.  Мне, как любительнице литературы, очень импонировало еще и то, как обставлено было зарождение направления. Поначалу это было Братство прерафаэлитов – чувствуете, уже повеяло временами миннезингеров, рыцарей и прекрасных дам. Вначале было семь «братьев» - Милле, Хант, братья Россетти, Вулнер, Стивенс, Коллинсон (кстати, не все из них продолжили занятия живописью, став позднее художественными критиками).

 Началась история  братства в 1848 году. Решено было создать секретное общество, основная цель которого – борьба с официальными художественными течениями.  На их картинах появляются три условные буквы  - «P.R.B.» -  Pre-Raphaelite-Brotherhood. «Братья» отказались от академических принципов работы, выбирали в качестве моделей родственников и друзей,  изображали людей, пренебрегая их социальным статусом - пастух в жизни мог стать королем на картине, а «дама легкого поведения» –Фанни Корнфорт- стала моделью для многих прерафаэлитов и была богиней на их полотнах. Это была революция!

Они встретили непонимание и критику, их обвиняли в доктринерстве и художественной неумелости.  Во многом их спас Джон Рескин – влиятельный критик и искусствовед.  Он сформулировал идеи, цели и принципы прерафаэлитов и провозгласил, что их работы могут стать основой школы, более величественной, чем знал художественный мир предыдущие 300 лет. Кроме того, он купил многие картины Габриэля Россетти и взял под покровительство Милле, в котором признавал выдающийся талант.

После признания влиятельного в мире искусства человека, их признали и полюбили  все остальные (как это  часто бывает в жизни). Однако, увлечение Средневековьем и юный пыл не удержали вместе этих художников – Братство распалось и пути когда-то объединенных одной идеей людей разошлись.  Но это не означало, что прекратил свое существование прерафаэлитизм.  Более того, манера прерафаэлитов, их отношение к искусству  и литературе, их взгляды проникают во все аспекты жизни. Образ мыслей становится образом жизни – старинные гобелены, витражи, церковное шитье, фаянсовая плитка… Все изящное, драгоценное и дорогое…  Под влиянием поэзии прерафаэлитов развивается британское декадентство.

   Очень легко отличить манеру прерафаэлитов в живописи – увидев их картины единожды, вы их не забудете и, уж точно, сумеете узнать  всегда.

   Прерафаэлиты предпочитали исторические и мифологические темы,  любили литературные сюжеты, а особенно  – романтику и мистику Средневековья.

 И тут мы приближаемся к  женским образам в живописи прерафаэлитов. Они создали особый тип женской красоты – таинственный, отрешенный, мистический и фатальный. Эта красота была сродни всей манере прерафаэлитов – и в живописи, и в быту. Высокая, в платье приглушенных тонов, с ниспадающими волнами волос, с  большими, глубокими глазами, изогнутыми  бровями, с высокой открытой шеей в жемчугах – не привычно, не банально красивая. Запоминается   «лица необщим выраженьем». Именно такой тип женской красоты  потом стал основным и в женских образах эпохи модерн.

Джон Эверетт Милле

     


Данте Габриэль Россетти


      

 Но самыми пленительными в галерее женских образов  мне кажутся картины Джона Уильяма  Уотерхауса. Он не стоял у истоков прерафаэлитизма, и его творчество относят к позднейшей стадии этого направления. Его дамы – героини мифологии и средневековой литературы. Самый известный образ – «Леди из Шалотт». На эту тему им создано несколько полотен.

  И самой загадочной картиной Уотерхауса мне кажется «Судьба» (иногда встречала под названием «Богиня судьбы»).  Именно с нее и начались мои поиски в интернете всего, что связано с прерафаэлитами.

  Именно такую шкатулку мне захотелось сделать.


 Я нашла очень немного информации именно об этой картине (во всяком случае, на русском языке).

Картина написана в 1900 году специально для благотворительной выставки в пользу британских солдат – участников англо-бурской войны. Девушка на картине пьет жертвенную чашу и бросает взгляд на корабли под парусами, уже готовые к отплытию.

Вот строчки из поэмы Шелли «Атласская колдунья», которые, за скудостью информации об этой картине, я решила считать «ключом» к сюжету:

«…А фея, взяв любовный элексир, смешала два враждебные начала – огонь и воду, между ними мир установив, слила их, замешала…». Вот как-то так – огонь и вода, мир и война, жертва и любовь. Ну, это я так, раздумалась…

 

Шкатулку я делала с лаковой распечаткой. Как частенько бывает, пришлось немножко подрисовать (подрисовать Уотерхауса – наглость какая).


 Ну, самую малость, детали пейзажа, чтобы растянуть картинку. По технике все очень просто - лаковая распечатка на крышке. Кракелюрная пара  Маймери 753-754, затерто золотым пигментом.



На боковинках тоже распечатка – изображение барельефа с жемчужинками, сделанными пастой perlen-pen.


Когда я собирала шкатулку, у нее лопнула петля. Я сочла это знаком – теперь я никогда не смогу ее никому подарить, или продать. «Богиня судьбы»  останется всегда со мной.

Еще я хочу, чтобы вы посмотрели ролик с картинами Уотерхауса в сопровождении прелестной музыки – не пожалейте нескольких минут!



  Спасибо всем, кто прочитал и удачи!  

Просмотры: 2 806
Понравилась запись? Поделись с друзьями!



Подпишись на новости сайта

Ваше имя:
Ваш e-mail:             
Ваш моб. телефон:

Блог

Мастер-классы